Зрелища и развлечения в Древнем Риме

В жизни древних римлян большую роль играли зрелища. «Хлеба и зрелищ!» — таковы были требования бедноты в императорском Риме. Бедняки хотели не только дешевой еды, но и бесплатных зрелищ. А эти зрелища отличались особой жестокостью. На них убивали людей и травили диких зверей под радостные крики зрителей и болельщиков.

Самыми известными зрелищами в истории Древнего Рима от царского периода к римской эпохе являются: бои гладиаторов, театральные представления, триумфальные шествия победителей и конные ристания, из которых возник цирк.

Гладиаторские бои

Бои гладиаторов были самым популярным развлечением римлян. Они имеют древнее происхождение, но в эпоху расцвета державы завоевали широкую популярность среди самых разных слоев свободного населения. В доримскую эпоху на могилах богатых этрусков было принято приносить рабов в жертву или требовать от них, чтобы они сражались насмерть. Из этих религиозных традиций возникли бои гладиаторов.

Гладиаторами были рабы, которые получали специальное обучение искусству сражаться при большой публике. Слово «гладиатор» произошло от латинского слова «гладиус», который переводится как «меч». Действительно, гладиаторы сражались на арене чаще всего мечами.

Местом проведения боев был амфитеатр. Руины некоторых амфитеатров до сих пор есть на территории современной Италии. Лучше всего сохранилось самое грандиозное сооружение для боев гладиаторов — Колизей, вмещавший в древности пятьдесят тысяч зрителей. В наши дни от некогда величественного амфитеатра сохранились только стены и перекрытия.

 

Исторические документы свидетельствуют, что первые бои гладиаторов произошли в 264 году до нашей эры. Они прошли на Бычьем форуме по прихоти сыновей императора Луция Юлия Брута. В течение первых десятилетий бои были скромными. Там принимали участие лишь несколько гладиаторов. Но впоследствии игры стали жестокими, регулярно проводимыми и массовыми. Иногда в течение месяца сражались на потеху публике более десяти тысяч рабов и бедняков. В начале нашей эры игры стали критиковаться со стороны появившейся христианской религии. После разрешения исповедовать христианство властям пришлось отказаться от проведения боев.

Амфитеатр делали в форме эллипса, из древесины. Утром на сцене давали театральные представления, а затем там же сражались гладиаторы.

Колизей
Колизей

Колизей строили дольше всех, более 150 лет. Этот амфитеатр был почти двести метров в длину и более 150 метров в ширину. Несмотря на большую вместимость здания, оно было сооружено так, что зрители могли покинуть Колизей за пять минут в случае чрезвычайного происшествия, например, пожара или землетрясения. Внешнюю сторону амфитеатров облицовывали мрамором, арки украшали языческими статуями. Для защиты зрителей от жгучих солнечных лучей или ливня был тент, который могли натянуть в случае непогоды. По ареной находились гладиаторы и дикие животные, там же находилось оружие и приспособление для проведения боев.

Колизей
Колизей

Бои стали настолько популярными и массовыми, что стране требовалось много высококвалифицированных борцов. Поэтому массово появились школы, где обучали гладиаторскому искусству. Они финансировались императором и богатыми римлянами. Например, при правителе Домициане было построено сразу четыре гладиаторские школы. Они строились не только в столице, но и в провинциях.

Гладиаторами чаще всего становились рабы, которые были пленными воинами или преступниками, осужденными за жестокие преступления. Иногда в гладиаторскую школу поступали учиться и свободные римляне, которые надеялись через победные бои поправить свое финансовое положение.

Гладиатор для участия в боях получал снаряжение: меч, щит, шлем, металлическую или кожаную манику до плеч, трезубец или сеть. Для повышения интереса к зрелищам гладиаторы могли сражаться с помощью трезубца и невода, изображая морского бога, или биться сразу двумя мечами. Бывало, что гладиаторы дрались не друг с другом, а одна группа против другой. Лилась кровь, проигравшие чаще всего умирали от ран, которые получили от победителей. Гладиаторы-лаквеарии набрасывали петлю на соперника, иные участники зрелищ дрались с помощью диковинного иноземного оружия. Нередко на гладиаторов травили диких животных: тигров, львов, леопардов, медведей. Их специально не кормили перед боем, чтобы схватка была особенно жестокой.

Во время боя зрители показывали одобрение, восторг и другие чувства, аплодировали и смеялись. А если кто-то плохо сражался и проигрывал, то начиналось улюлюканье в его адрес.

При императоре Августе чаще всего гладиаторы сражались с животными. Погибли сотни людей и более трех тысяч зверей.

Римляне любили эти бои, а вот писатели и философы осуждали их. Аморальным было то обстоятельство, что именно зрители решали судьбу проигравшего бой гладиатора. Если большинство зрителей поднимало палец вниз, то победитель боя тотчас же убивал соперника. А знак «палец вверх» означал, что зрителям понравилось, как сражался побежденный. В этом случае, несмотря на поражение, ему следовало сохранить жизнь. Было немало случаев, когда одни и те же гладиаторы побеждали много боев подряд. Так рабы иногда получали свободу, а свободные гладиаторы перестали жить в бедности.

Театр

Зародившийся в Древней Греции театр, в Риме получил дальнейшее развитие. Но характер представлений был другим, нежели у эллинов. Театр не был сильно связан с религиозными представлениями, зато был орудием в борьбе политиков.

Театральные представления включали в себя экспромты (незамысловатые сценки), сатуры (драматическое произведение, положенное на музыку), комедию (веселое представление), мимы (короткие сценки, которые обычно в циничной форме высмеивали повседневную жизнь). Театр мимов был очень популярен среди простых римлян. Но известные философы, такие как Гораций и Цицерон, презрительно отзывались о них и считали признаком дурного тона римлян. Римляне придумали национальную комедийную маску — ателлану.

Первые представления проходили в театре с примитивными сценами, сделанными из дерева. С трех сторон от сцены были скамейки для зрителей. Первый театр из камня был сооружен в середине первого века нашей эры в Риме по приказу Помпея. Там могло находиться почти две тысячи зрителей. В конце первого века до нашей эры построили Марцелл, вмещавший до четырнадцати тысяч зрителей. Римские театры конструктивно были похожи на театры в Древней Греции: были тенты для защиты зрителей от дождя и солнца; места для них строили в виде галерей; за сценой строилась высокая стена. В театр приходили сенаторы и императоры. Для них были размещены мраморные кресла.

Театр Марцелла
Руины театра Марцелла, Автор: MM — http://www.theaterofpompey.com

Пульпит был местом, где выступали актеры, музыканты, хор и танцоры. В здании театра всегда было много статуй, росписей, скульптур и колонн, во дворе находился фонтан. В римском театре непременно был настоящий театральный занавес и отличная акустика, чего не было в театре Эллады. Акустика создавалась с помощью специальных медных сосудов, которые иногда заменялись глиняными.

Театральных актеров называли гистрионами. Они были рабами или бедняками. Люди из средней и богатой прослойки общества актерами не могли быть. Ставшие актерами люди лишались всех гражданских прав. В позднем Риме многое изменилось. Многие актеры стали богатыми людьми за счет своего мастерства и присутствия большой публики на спектаклях. Талантливые актеры-рабы получали свободу и иногда даже могли войти в элиту общества. Актеры стали создавать труппы во главе с руководителем, который покупал произведение у писателя, ставил спектакль и получал поддержку от властей в виде денег.

Актером в Риме мог стать человек с очень сильным голосом. Для того, чтобы достичь такого голоса, делали упражнения, соблюдали диету, занимались спортом, учились у преподавателя по риторике и пению. Плохих актеров имели право бить плетью. В отличие от греческого театра, в Риме актером могла стать и женщина, но ей было запрещено выступать в маске.

Еще одно отличие Рима от Греции: в театр могли ходить не только мужчины, но и их жены и дети в сопровождении рабов-педагогов. Зрители были очень эмоциональными. Они ели пищу во время спектакля, громко смеялись, орали, обсуждали актерскую игру с соседями по залу. Но зрители актеров как личность не ценили. Они считали их людьми второго сорта, неудачниками, которые больше ничего в жизни не умеют.

Конные ристания и Большой цирк

Цирк зародился в Древнем Риме. Это было не похожее на современное цирковое искусство зрелище. Там не было клоунов, жонглеров и акробатов, а были только конные ристания. На ипподроме возницы соревновались в скорости на езде на колесницах, запряженных лошадьми. Победители могли торжественно выехать из ипподрома. Это было очень опасное зрелище. Многие участники состязаний умирали во время объезда коварной меты. Мета была опасным местом, с ипподрома постоянно выносили погибших и раненых. У гонщиков с собой был нож, которым они могли воспользоваться, чтобы в случае надвигающейся смертельной опасности успеть обрезать ремни упряжи. Но успевали это сделать лишь немногие.

Возле ипподрома была конюшня для лошадей. Сами состязания проходили на эллипсовидной арене. Внутри ипподрома были ложа для сидений, скамейки, трибуны. На римский ипподром приходили как бедняки, так и богатые болельщики. Это кровавое зрелище было вторым по опасности и жестокости после гладиаторских боев. Позже эти арены стали ядром цирковых состязаний. В позднем Риме гонки на колесницах были запрещены.

В столице империи находился Большой цирк. Это было сооружение длиной в полкилометра, вмещавшее в первое время 60 тысяч зрителей. Затем число зрительских мест увеличилось до 185 тысяч. В этом цирке тоже проводились только конные ристания. Это были состязания между командами. Одеяния возниц раскрашивались в цвета команды: красный, белый, зеленый, голубой или золотистый. Вначале было четыре команды, а позже появилась пятая, сформированная из гонщиков и коней из конюшни самого римского императора.

Проведение конных скачек было очень затратным для государственной казны. Но император все равно тратил на это кучу денег, чтобы угодить римским простолюдинам, постоянно требовавшим хлеба и зрелищ, иначе было возможно восстание озлобленного плебса. А руководители команд гонщиков больше руководствовались не спортивными, а политическими задачами. Они образовывали партии и плели интриги. Это порождало политические конфликты в Риме.

Триумфальное шествие

Слово «триумф» в античном Риме означало торжество в честь военачальника крупного уровня (сенатора или диктатора) в ознаменование победы в большой войне. Правило гласило, что в бою должно быть убито не менее пяти тысяч солдат со стороны противника. Полководец-победитель лично просил о триумфальном шествии и ждал решения Сената. Если Сенат решал, что повод для большого триумфа отсутствует, то он заменялся овациями. Овации в древнеримские времена означали небольшой триумф. При римских императорах сенаторы потеряли право на триумф, которое сохранилось только за императором Рима.

Шествие начиналось через Марсово поле. Через площадь и здание Форума процессия шла к Капитолийскому холму. Простые римляне в тот день курили благовония, украшали улицы букетами цветов, ходили в праздничной одежде в языческий храм. Во главе шествия шли члены Сената и магистратуры, их сопровождали трубачи. За ними несли трофеи военного успеха: знамя, статуи, картины, портреты побежденных правителей, оружие. В середине шествия шли быки. Их число было огромным, но не должно было превышать сто двадцать животных. За быками всегда шли военнопленные, которые были приговорены к лишению жизни. За плененными чужеземцами шли простые полководцы. И лишь ближе к хвосту шествия шел сам триумфатор. Он был одет в самую дорогую и праздничную одежду. Это были туника и тога, усыпанные драгоценными металлами. На голове виновника торжества был лавровый венок, в руках — скипетр и лавровая ветвь. Возле триумфатора всегда были его родственники и учителя. Последними шли простые римские солдаты, одновременно славившие триумфатора и подшучивавшие над ним, иногда даже грубовато.

Шествие заканчивалось пиршеством, жертвоприношением и раздачей угощения для простолюдинов и солдат. Иногда триумф длился два или три дня. Обычно так происходило, если военная победа была особенно крупной и значимой для государства.

Всего в истории Римской державы было примерно 350 триумфов. Последнее подобное шествие произошло в начале IV века. В честь триумфатора воздвигали триумфальные арки, некоторые из них стоят до сих пор.

 

Поделиться ссылкой:

Ссылка на основную публикацию