Где и когда придумали стекло?

История создания стекла насчитывает не одно тысячелетие в истории человечества. Все началось с даров природы человеку – вулканического стекла или обсидиана. Это ни что иное как, быстро охлажденная лава. В глубокой древности люди делали из этого материала, различные орудия труда. Основные минералы этого природного стекла – кварц и полевой шпат.

стеклянные кружки и лайм

Кто придумал стекло? 

Принято считать, что родиной стекла является Древний Египет. Доказательством тому, является зеленоватая стеклянная бусина, найденная близ египетских Фив. Возраст этой находки, по мнению ученых, около 5,5 тысяч лет. Еще одним доказательством является знаменитая пирамида Джоссера, сооруженная в XXVII веке до н.э. Внутренняя облицовка древнейшей пирамиды выполнена фаянсовыми плитками, глазурованными стеклом. Возраст ее, около 5 тысяч лет.

Однако упомянем и Древнюю Месопотамию, которая, по мнению некоторых ученых, может побороться с Древним Египтом за право называться родиной возникновения стекла. Аргументом является цилиндрическая печать прозрачного стекла, возрастом около 4,5 тысяч лет, найденная в Месопотамии.

Древнее стекло делали из песка, извести и органической (золы растений) и неорганической (соды) щелочь.

Сначала стекло получалось пастообразное и неосветленное. Мастерам приходилось окрашивать его в разные цвета при помощи окиси металлов. Железо придавало зеленоватый оттенок, кобальт -синий, а никель или марганец — фиолетовый.

Первое, что сделали из твердого стекла это бусины. Они были не только украшением, но и денежным эквивалентом в торговле.

Также из стекла делали подвески, печати, мозаичные пластины для украшения мебели.

Для изготовления сосудов использовали технику сердечника. На металлический прут надевали глиняную болванку, которой предварительно придавали форму желаемого сосуда. Затем на сердечник  накручивали горячую стекломассу. Узоры наносили стеклонитями разного цвета, на еще неостывшее изделие.  Для придания узорам зигзагообразной формы, использовали специальный инструмент, которым, как-бы, прочесывали поверхность изделия.

Древнеегипетский стеклянный сосуд
Стеклянный сосуд, Древний Египет, примерно 664—332 до н. э., ист. Британский музей, https://www.britishmuseum.org/

Активно использовали инкрустацию — на горячее изделие накладывали кусочки цветного стекла, получая тем самым различные узоры.

В 9-8 вв до н.э. в Ассирии  научились делать чаши из обесцвеченного стекла. Их отливали в форме, затем их полировали или наносили узор при помощи резьбы. Затем в 4-2 вв до н.э. методом отливки создавали чаши в египетской Александрии, но там эту технологию немного усовершенствовали, добавив орнамент из золотой фольги, которую помещали между двумя слоями стекла.

Александрийская стеклянная чаша с фольгой

После изобретения в 1 веке до н.э. стеклодувной трубы стеклоделие пошло в гору.

Развитие стекольного производства в Римской империи

Популярным стало яркое цветное стекло. Римляне начали применять уникальный декоративный прием — mille fiori, что в переводе с ит. означает «тысяча цветов». Технология «Миллефио́ри» была такова: разноцветные стеклянные палочки сплавляли в один стержень, затем нарезали как колбасу. Получившиеся кусочки расплавляли и придавали необходимую форму. Изготовление стекла по технике «тысяча цветов», было открыто в Древнем Египте во 2 в. до н.э., римляне лишь позаимствовали эту технологию у египтян.

Египетское стекло по технике миллефиори
Египетское стекло по технике «Миллефиори»

В 1 веке до н.э. в Риме начали использовать листовое стекло для окон. Оно, конечно же, было толще и меньше, чем современное стекло. Получали его так: сначала мастер выдувал полый цилиндр, затем обрезал у него дно, а оставшуюся часть разрезал и раскатывал в прямоугольный лист.

Во 2-1 веках до н.э. в Риме становится популярным такой элемент декора как мозаика, ее укладывали из разноцветных кусочков стекла – смальты. Это необычайно прочный материал. Римские смальтовые мозаики пережили более 2 тысячелетий, сохранив свою красоту и яркость.

Римская мозаика
Римская мозаика на стене в Доме Нептуна и Амфитриты, Геркуланум, Италия, I век н. э. Автор: Dave & Margie Hill / Kleerup from Centennial

За падением Рима последовал и крах стекольного производства, и стекло надолго исчезло из повседневного европейского быта.

Лишь в Византии продолжали делать шикарные бусы, браслеты, различные сосуды и смальту для мозаики

Развитие витражного искусства

Но всё же в  средневековой Европе появились свои шедевры из стекла. Это витрины, собранные из небольших кусочков разноцветного стекла, которые были соединены  свинцовыми пластинками. Свинец не только закреплял стеклянные кусочки, но и размельчал границы узоров. Появились эти световые картины из стекла в романских рамах 10 века, но значительного развития в эту эпоху искусство витража не получило.

Витраж 13 век
Деталь окна 13 века из Шартрского собора

Расцвет пришелся на эпоху готики и витражи во всей своей красе предстали  в огромных стрельчатых окнах и в круглых розах  над порталами готических соборов.

Витражи в Сент-Шапель
Витражи готической капеллы Сент-Шапель, автор: Guilhem Vellut from Paris, France

Проникая сквозь разноцветные витражи, солнечные лучи озаряли цветным светом пространство собора, создавая тем самым мистическое ощущение. Свинцовые перемычки шли по контуру рисунка, а цветные стекла расписывали черной краской из окиси меди и железа — прорисовывали лица и руки персонажей, складки на одежде и детали орнамента, затем обжигали. Чёрный контур перемычек усиливал контраст красок.

История венецианского (муранского) стекла

Стекольное производство в Венеции было сохранено и успешно развивалось, благодаря выгодному географическому расположению, тогда как в остальной части Западной Европы оно было почти утрачено и забыто.

В 1295 году венецианцы были вынуждены перенести производство стекла из города на близлежащий остров Мурано. Все дело в том, что стеклоплавленные печи, раскаленные донельзя, и огонь в них, являлись причиной страшных пожаров. Это была вынужденная мера, венецианцы тем самым хотели обезопасить себя и свой город. Однако, по мнению историков, за этим скрывалась и иная цель – спрятать на отдельном острове секреты производства стекла.

Блюдо из муранского стекла
Блюдо из муранского стекла, 1510 год, автор: Sailko — собственная работа

Мастера были изолированы от всего мира на отдельном острове, им и всем членам их семей строго настрого запрещалось покидать этот остров и вывозить секреты стеклоделия за его пределы. В противном случае их ждал либо тюремный срок, либо казнь. Одновременно со строжайшими запретами, венецианское правительство использовало и метод поощрения. А именно дочерям венецианским стеклодувам можно было выходить замуж за  патрициев, с сохранением всех прав патрицианства.

С этого времени наступает расцвет стеклоделия в Венеции. Действительно, стекло из Мурано было великолепно, ему не было равных в Европе того времени, оно высоко ценилось, и соответственно Венеция имела немалую прибыль с продажи своих стеклянных изделий.  В своих работах островные стеклоделы часто использовали фрагменты произведений венецианских художников эпохи возрождения.

Ваза из муранского стекла
Хрустальная ваза из муранского стекла, ист. Музей стекла, https://museovetro.visitmuve.it/

Но что удивительно, американские исследователи обнаружили, что художники знаменитой венецианской школы, например Лоренцо Лотто, подмешивали в свои краски толченое стекло.  Так, в красном платье Святой Екатерины, и в желтом одеянии Иосифа в сцене Рождества было обнаружено толченое стекло. Благодаря такому хитроумному способу художники добивались необычайной цветопередачи, когда картина будто светится изнутри. В венецианских архивах упомянут некий Доменико де Гардиньяно, не иначе как торговец красками. Там же и список товаров, в котором упомянута краска, одним из ингредиентов которой является толченое стекло.

Венецианцы любили использовать технику филиграни в своих работах. Тонкие белые либо цветные нити впаивались в тело прозрачного стекла, создавая оригинальный орнамент.  Вспомним древнюю технику «Миллефио́ри» или 1000 цветов, талантливые венецианские мастера усовершенствовали ее.

Фляга из венецианского стекла
Фляга, Венеция, прим. 15-16 в., ист: https://www.hermitagemuseum.org/

Во второй половине XV столетия островные мастера из Мурано, изготовили стекло невероятной, невиданной ранее прозрачности, которое легко могло сравниться с хорошо отшлифованным горным хрусталем. Название дали ему соответствующее —  «ветро кристаллино», что в переводе с ит. означает хрустальное стекло. Это грандиозное изобретение  стало подлинной революцией в Европейском стеклоделии.

Закрыв глаза на все запреты и привилегии,  некоторые муранские мастера стекольного дела, всё же частенько тайком сбегали с остров. Их манили щедрые дары европейских монархов, которые были готовы выложить крупные суммы за стекольные секреты Венеции. И, вследствие чего, в конце XVI века во Франции и Германии появляются стеклянные работы в венецианском стиле.

История богемского стекла

С XI века город-государство Генуя начинает свою активную деятельность по торговле в Средиземном море. А с XII века в Альтаре (итальянский город, который находился в собственности Генуя) начинается производство собственного стекла. А в XVI столетии там уже был крупный центр стеклоделия.

Генуя не практиковала никаких страшных законов для стеклоделов, как Венеция, и Альтарские мастера успешно раскрывали секреты  новых технологий производства стекла в остальной Европе, особенно во Франции. Так, например, мастер из Альтаре Бернардо Перотто основал в 1647 году в Орлеане королевскую мануфактуру стекол и зеркал.

В 1674 году торговец  Джордж Равенскрофт запатентовал производство хрусталя, переняв идею у альтарского стеклодела Д. Дакоты. Однако не всё в его производстве началось гладко. Примерно до 1676 года стекло Равенскрофта  страдало от повреждения – происходил постепенный, неудержимый износ изделий, появлялись многочисленные трещины, из-за которых стекло казалось мутным.

Стекло Рэйвенскрофта
Изделие из свинцового стекла Рэйвенскрофта, на фото видны дефекты. ист. https://www.meisterdrucke.ru/

Существовало предположение, что происходило это из-за слишком большого количества щелочных солей или недостаточного количества извести, которая играе роль стабилизатора. Это нанесло колоссальный ущерб компании, репутация была подорвана. Равенскрофт озаботился поиском решения проблемы. В 1676 году он объявил, что проблема порчи изделий решена и компания начала производство хрусталя по новым технологиям, а для того, чтобы отличить старые изделия от новых, улучшенные стеклянные сосуды будут иметь печать в виде головы ворона. Однако в 1677 году Равенскрофт перестал использовать эту печать для своих изделий.

В 1684 году мастеру Мюллеру удалось выполнить стекло неведанной ранее чистоты и прозрачности и родилось подлинно богемское чудо равное хрусталю

С этого времени знаменитое богемское стекло стало завоевывать Европу. Изысканные изделия из богемского стекла заняли почетное место среди украшений многих королевских домов Европы.

Богемское стекло
Кувшин из богемского стекла, ок. 1900 г., автор: Jenny O’Donnell

Благодаря изобретению в 1827 году пресса, производство стекла резко увеличилось. А в 1903 году была создана первая машина для промышленного производства бутылок.

Благодаря развитию чёрной металлургии и стекольного производства в XIX появились первые здания из стекла, такие как зимние сады и крытые галереи. Так, например, в 1851 году к Всемирной выставке в Лондоне был возведен Хрустальный дворец. После завершения выставки дворец был разобран и перевезен на юго-восток Лондона, где 30 ноября 1936 года был уничтожен пожаром.

История развития стекла в России

Развитие стекла в России имеет длительную и богатую историю, начало которой можно проследить с 10-11 века.

Первые упоминания о стеклоделии в России относятся к X-XI векам, когда на территории древнерусских городов появились стекольные мастерские. Московская стеклодельная лавка была основана в 1547 году при царе Иване Грозном и стала первым государственным предприятием стекольной промышленности в России.

Серьезное развитие стеклоделия в России произошло в XVIII веке при правлении Петра I. Были привлечены иностранные специалисты, которые принесли с собой новые технологии и навыки. В это время появились первые стеклодельные предприятия с применением европейских технологий. Однако большинство их продукции было предназначено для снабжения двора и аристократии.

В начале XIX века начался расцвет стеклоделия в России. Работой в этой области занимались многие известные русские мастера и предприниматели. В поселке Павловская слободка в Ленинградской области было открыто Константиново завод, который стал одним из крупнейших стекольных предприятий не только в России, но и во всей Европе.

В середине XIX века российские стеклоделы приняли участие в Всемирной выставке в Лондоне, на которой были представлены их изделия с уникальными декоративными элементами. В этот период стекло из России приобрело всемирную известность и стало успешно экспортироваться.

В XX веке радикальные изменения в политической и экономической системе России оказали серьезное влияние на развитие стеклоделия. В 1917 году после Октябрьской революции многие стекольные предприятия были национализированы, а частные предприниматели и мастера покинули страну. В период Второй мировой войны стеклодельные предприятия в России также упали под влияние военных и экономических трудностей.

После Второй мировой войны стеклоделие в России снова начало развиваться. Открылись новые заводы, внедрялись современные технологии, и мастера стеклоделия продолжали создавать уникальные произведения искусства. В настоящее время в России действует несколько крупных стеклодельных предприятий, которые выпускают широкий ассортимент продукции, от стеклянной упаковки и посуды до художественного стекла и хрусталя.

Таким образом, история развития стекла в России прошла через множество сложностей и трудностей, однако сегодня российские стеклодельные предприятия продолжают радовать своими качественными и оригинальными изделиями.

Стекло из вторичного сырья

В настоящее время значительная часть стеклянных изделий производится из уже использованного стекла методом переплавки. Прежде чем стекло повторно расплавить, нужно его хорошо рассортировать, чтобы исключить попадание посторонних материалов. Всё повторно расплавленное стекло должно быть одного цвета

Поделиться ссылкой:

Ссылка на основную публикацию